Из криминального Иркутска ушел «Большой».

Павел Борисов

 13 апреля 2020года преступный мир Иркутска прощался с Борисовым Павлом Юрьевичем, широко известным в подпольных  кругах как Паша «Большой» или  Паша«Барбара». В зале дорогого иркутского ресторана «Мираж» было особенно многолюдно: дорогие иномарки, накаченные бритоголовые спортсмены в спортивных мастерках и темных очках. Озирающиеся по сторонам уголовники, съехавшиеся с разных уголков Иркутской области чтобы проводить в последний путь преступного авторитета и «положенца» города Иркутска Пашу «Большого». Смерть настигла 39 летнего Павла Борисова в больничной палате, где последний находился до своей смерти  неделю в медикаментозной коме, вызванной отказом работы поджелудочной железы, вследствие чрезмерного увлечения покойным алкоголем либо наркотическими средствами.

В «ПОВАРСКОЙ» БРИГАДЕ

Для современного криминального авторитета умереть естественной смертью становится весьма проблематичным, поскольку многие коллеги по цеху Павла «Большого» не смогли себе позволить такого окончания жизненного пути.

Первую ходку в колонию Борисов совершил в юном возрасте. Вторую свою судимость Павел Борисов получил за вымогательство. Он вступился за свою соседку, будущую федеральную судью Елену Хамди. Её бывший муж – сириец, был отловлен Борисовым в подъезде дома Хамди и поставлен на счетчик. Но  бывший супруг написал на Борисова заявление и принес  деньги вымогателю уже под контролем милиции после чего его задержали с поличным.

Свою криминальную карьеру Паша «Большой» начинал в 90-х годах в команде смотрящего за Кировским районом г.Иркутска Александра Вологжина «Повара». Начав свой путь «крышевателем» бизнесменов и «вышибателем» долгов  Павел Борисов снискал себе славу одаренного и смышленного братка. Учитывая, что в рядах спортсменов крайне сложно было найти думающие головы он реализовал свои таланты с успехом и довольно быстро подобрался к поставленной цели без особого криминала. В те сложные времена пробиться в криминальном мире наверх было крайне тяжело и опасно. По словам тогдашнего руководителя УБОП Федора Чернышова в своем интервью в 1997г.  на оперативном учете только  109 организованных преступных группировок. А всего в поле зрения его ведомства находилось 127 лидеров и 458 рядовых участников.

Сам Александр «Повар» к началу 2000-х входил в окружение  «положенца» г.Иркутска Павла Киселева «Киселя», который в свою очередь противостоял набирающим силу выходцам из г.Братска, входившим в Братское ОПС.

Александр Вологжин

Конфликт «Киселя» и «братских» закончился в декабре 2002г., когда «Киселя» и несколько его спутников  расстреляли в центре г.Иркутска, возле стадиона «Труд». Сразу после убийства «положенца» криминальная власть перешла в руки братчан и смотрящим за г.Иркутском стал Вячеслав Гомерник «Гамера». Увидев новые веяния Павел Борисов переметнулся к братским и очень грамотно подставил бывшего своего бригадира под новую власть. «Повару» братчане предъявили и лишили последнего всех криминальных привилегий. Сам Александр Вологжин «Повар» едва ли сам остался живым после покушения на него. Естественно, ушла вслед за Борисовым к новым авторитетам и вся группировка Вологжина. После чего Вологжин не мог простить такого Борисову и  в один момент  подловил его у входа в кафе «Гудбир» с помповым ружьем. Под дулом ружья  Борисов выдержал натиск «Повара», повторив тому все нелицеприятные грехи, за которые его лишили статуса авторитета. Кровопролития удалось избежать, что надо отдать должное выдержки обоих собеседников. Каждый остался при своих интересах.

Однако, смотрящий за городом «Гамера» в июле 2003г.  был застрелен в г.Москва неизвестным киллером. Криминальный Иркутск был снова обезглавлен.

У «КРЕСТА» ЗА ПАЗУХОЙ

После убийства «Гамеры»  криминальный спрут по прежнему остался в руках братских. Новым смотрящим за г.Иркутском стал братчанин Андрей Васильевич Назаров «Крест». Плотно усевшись в свое кресло, «Крест» старался избегать конфликтов с конкурентами. Да и на заказные убийства криминальным миром было наложено табу. Что сулило Андрею «Кресту» длительное процветание в криминальном мире.

Под крылом «Креста» появился молодой и смышленый Павел Борисов, который очень быстро стал правой рукой «положенца». Он стал вести все разборы конфликтов от имени «Креста» и фактически стал человеком незаменимым в управлении Братским преступным сообществом. Но вскоре вторые роли Борисову надоели. В 2009г. Крест предъявил финансовые претензии Борисову, вероятно опасаясь его конкуренции, что должно было повлечь расправу над Борисовым. Но и здесь удача и фарт благоволили «Большому». Павел Юрьевич  опроверг все предъявы старшего авторитета и доказал что он чист перед братвой.  Но одновременно и сам «Крест» слетел с должности. Причиной послужила героиновая зависимость положенца. А в 2010г. Андрей «Крест» разбился  в своей деревне пос. Бикей, управляя  мотоциклом с девушкой-пассажиром. По злому стечению обстоятельств его мотоцикл на полном ходу въехал в автомобиль, в котором преступники перевозили труп в багажнике. Очередной князь криминального мира погиб в совершенно идиотском ДТП, раздавленный случайными отморозками.

НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ

Должность «положенца» предполагает нахождение на определенной территории или определенном месте авторитетного преступника, назначенного одним или несколькими «ворами в законе». Потому после ухода «Креста» предложение об его замене получил Павел Борисов.

И вот Павел Борисов получил из рук «вора в законе» единоличную криминальную власть над городом Иркутском, получив статус «положенца», что фактически делало его недосягаемым для любых конкурентов в уголовной среде. С приходом «Большого» уличное пространство областного центра  было достаточно хорошо зачищено силовиками от опасных конкурентов смотрящего. С 2006 по 2010г. были убиты или осуждены практически все серьезные авторитеты из братского преступного мира. Остальные просто покинули город и страну. Потому «Большой» выстроил работу с молодежью.

Борисов в своем подчинении сколотил сильную преступную группировку. Структурно его группировка не отличалось от ранее существующих преступных сообществ, которые возглавляли его предшественники. Она копировала структуру официальных органов власти. В  состав Братского ОПС, возглавляемого Борисовым, входили смотрящие за районами г.Иркутска, отдельными микрорайонами. О чем указывают полицейские отчеты и справки. В ближайшем окружении Борисова находились отраслевые смотрящие, например, Коля «Кошелек» (отвечал за пополнение финансов и бухгалтерию преступного сообщества), «Ворон» (отвечал за деятельность подпольных игорных заведений), Игорь «Мелкий» (курировал заказы на избиение людей). Деятельность самого «положенца» заключалась  в урегулировании спорных вопросов и получение мзды от преступных группировок в общак.

Все самые доходные отрасли теневой экономики Восточно-Сибирского региона постепенно стали подконтрольны Павлу «Большому». Основными направлениями криминального бизнеса являлись незаконная заготовка леса, добыча и оборот золота и нефрита. Однако опасными конкурентами нового смотрящего в преступном мире оставались авторитеты старой закалки. Расправляться с последними Борисову пришлось при помощи силовиков. На это направление деятельности своего сообщества Борисов никогда не жалел денег, что обеспечивало ему безусловную победу в любом споре. Одним из первых претензии «Большому» были предъявлены Микяилом Патиевым «Мики», освободившимся из мест заключения. Он оспорил авторитет «положенца», потребовал сходки и встречи с «вором в законе» Дедом Хасаном по вопросу несоответствия Борисова своему статусу. Но по прилету в Москву для встречи с вором в законе Патиев был задержан полицией. После чего, в отношении Патиева и его соратников  в Иркутске возбудили другое уголовное дело и быстро арестовали за грабеж. После освобождения Патиева полицией ему было поставлено условие  покинуть пределы Иркутской области, чтобы не мешать Борисову «работать» с преступным миром.

Вскоре за решетку отправилась и группировка смотрящего за Свердловским районом города Сергея Лапикова «Черного». Вместе с ним были арестованы Владислав Ермаков по прозвищу Владя занимавший должность смотрящего в Кировском районе областного центра. Третьим в звене руководителей  сообщества Борисова стал Александр Никулин, или Никуля, сменивший позднее фамилию на Распутина. Сергей Лапиков попал в немилость  силовиков, поскольку стал слишком самостоятельным и попытался собирать деньги с торговцев Центрального рынка. А это была вотчина полицейской группировки, собирающей деньги за охранные услуги торговцев, как один из видов скрытого «крышевания» предпринимателей. Лапикова и его соратников осудили за создание банды. Арестованные бандиты составляли основной костяк сообщества Павла Большого. Однако, сам Борисов не был привлечен по их уголовному делу, хотя по утверждению обвиняемых «положенец» Борисов настоятельно просил подельников Лапикова давать нужные следствию показания на руководителей.

К 2016 году у группировки Борисова произошел серьезный конфликт с Валерием Митрофановым «Митрофаном», одним из авторитетных членов братского преступного мира. «Митрофан» был жестко наказан Борисовым при участии Дмитрия Гамаюнова «Гамаюна». «Митрофан» последовал судьбе Вологжина, лишившись всего своего имущества, которое было отобрано Борисовым в «общак». Но сам «Митрофан» не простил такого отношения к себе и подкараулив 14 апреля 2016года одного из близких Борисова – Дмитрия Гамаюнова «Гамаюна» возле места их постоянной тусовки- кафе «Джинс» в г.Иркутске, вонзил в него охотничий нож. «Гамаюн» умер на месте. Это была первая «боевая» потеря в рядах «положенца» Борисова. После такого дерзкого отпора в свой адрес он сразу нанял себе охрану в пять человек и везде передвигался только в сопровождении вооруженных телохранителей.

СМОТРЯЩИЙ ПОД КОНТРОЛЕМ ФСБ

Отношения с полицией и ФСБ Борисовым были выстроены более чем доброжелательные. За все время его руководства преступной организацией никаких попыток к его задержанию и привлечению к ответственности никогда не предпринималось. Напротив, все возможные заявители об его преступной деятельности либо сами оказывались за решеткой либо исчезали.

Примерно так закончилась история расправы с Иваном Плетюхом «Бетоном» и Владимиром Стерховым «Самбиком» в июне 2018года. О чем неоднократно рассказывали в своих обращениях как сами жертвы нападения группировки Паши «Большого» так и родственники этих жертв. Иван Плетюх имел неосторожность высказаться о том, что он готов стать на место смотрящего за городом. После чего, его повсюду подстерегали бригады киллеров «Большого». Стрельба раздавалась даже по тем, кто был рядом с Плетюхом. А в июне 2018г. в ходе очередного неудавшегося покушения на плетюха был убит Дмитрий Соловьев «Француз». Что стало второй боевой потерей сообщества «Большого».

Уже тогда Борисов стал изрядно напиваться на «рабочем месте». Излюбленным  местом встреч группировки стало кафе «Roks» на ул. Карла Маркса г.Иркутска. Именно там в 2016г. оперативниками УФСБ по Иркутской области под руководством Полякова С.В. была предпринята попытка его задержания с поличным, а точнее при приобретении кокаина у постоянного поставщика. Однако, сам Борисов смог сбежать до своего задержания через окно кафе«Roks» буквально  за несколько минут до приезда спецназа, очевидно что его предупредили. После побега Борисова из кафе был изъят оставленный им мобильный телефон. И в нем было сообщение в месенджере от абонента «Сергей ФСБ» с сообщением «Срочно уходи, за тобой поехали». По номеру легко установили фамилию этого сотрудника, им оказался Сергей Красотин. После срыва операции он прямо сообщил своему коллеге Полякову С.В. что работать по Борисову ему не позволит заместитель начальника управления Парфенов С.А. У него с Борисовым сложились особые отношения.

О деталях срыва операции по разработке и пресечения деятельности ОПС  Павла Борисова рассказали несколько работников УФСБ по Иркутской области в своих показаниях на предварительном следствии. История их благородного рвения в разоблачении группировки «Большого» впоследствии закончилась собственным увольнением, а затем арестом. Майор вооруженных сил, руководитель 3-го отделения ОЭБ УФСБ по Иркутской области  Сергей Викторович Поляков в своих показаниях 19 апреля 2019г. следователю ВСО СК по ЦВО по уголовному делу о превышении им служебных полномочий очень подробно рассказал о всей подноготной преступного сообщества Павла Борисова и его покровителях в управлении ФСБ. Текст фрагментов протокола допроса приложен к публикации. Аналогичные показания дали и другие бывшие сотрудники ФСБ, обвиненные вместе с Поляковым после своей попытки посадить Борисова.

Итак, по словам бывшего руководителя отдела Управления регионального ФСБ группировка Борисова практически безнаказанно занималась крышеванием незаконной рубки леса и транспортировке незаконно заготовленной древесины через пост ГИБДД на Александровском тракте. Деньги собирались бандитами вероятнее всего для передачи сотрудникам полиции. Эта история казалась тогда совершенно невероятной, но это нашло подтверждение и в показаниях других  соучастников несколькими годами позднее. Осенью 2019г. в Иркутском районном суде лидер преступного сообщества черных лесорубов Дмитрий Антонов публично озвучил то, что именно он собирал деньги с черных лесорубов и передавал их Паше «Большому». А тот передавал деньги начальнику Управления экономической безопасности ГУ МВД по Иркутской области Павлу Герасимову и нескольким работникам полиции, курирующим лесную сферу.

На одном из совещаний в ГУ МВД по Иркутской области начальник полиции Иркутской области генерал-майор Олег Кнаус также публично обвинил Павла Герасимова во взяточничестве и покровительстве преступным группировкам. После чего подал в отставку, но не Герасимов, а … Олег Кнаус. Вероятно, сам Павел Герасимов как и Павел Борисов абсолютно неприкасаемы для силовых структур.

Таким образом, если бы руководство ФСБ позволило задержать Борисова в 2016году, то многих тяжких преступлений могло и не произойти, тысячи кубометров леса остались бы целыми. А иркутский следственный изолятор пополнился бы очень высокими должностями из региональной полиции. Но и сам Борисов остался бы живым в тюрьме.

Негласный союз руководителей управления ФСБ с лидером преступного сообщества Борисова, о котором сообщили несколько бывших сотрудников управления, позволил последнему совершенно свободно влиять на расследование очень многих уголовных дел в отношении своих конкурентов в криминальном мире. Об одном из таких уголовных дел сообщили друзья и родственники Ровшана Алиева в петиции на имя руководителей силовых структур страны. О нескольких таких уголовных делах сообщил и бывший член группировки «Большого»  Владимир Стерхов в своих видеообращениях.

Вся теневая экономика региона была поставлена под контроль преступных группировок, чьи действия были полностью подотчетны силовым структурам.

Кто сегодня заменит Павла Борисова вопрос очень острый. В январе прошлого года введена в действие статья 210.1 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за сам факт занятия высшего иерархического положения в преступном мире. Любой кто соглашается на криминальный титул совершенно официально попадает под влияние правоохранительных органов, которые в любой момент могут посадить смотрящего только за факт его существования. Потому стоит прийти к мнению, что руководство преступным миром в Иркутской области по прежнему останется у руководителей региональных силовых структур, которые будут продолжать создавать видимость борьбы с теми, кого они вырастили и воспитали.

 

 

 

Добавить комментарий